Феномен Геи Джеймса Лавлока (4) ?>

Феномен Геи Джеймса Лавлока (4)

Источник:

http://www.evol.nw.ru/labs/lab38/kazansky/fenomen.htm
http://www.evol.nw.ru/ имеет редирект на http://www.iephb.ru/
Учреждение Российской академии наук
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М.Сеченова РАН (ИЭФБ РАН)
Адрес: 194223 Россия, Санкт-Петербург, пр. Тореза, д. 44
Автор: А.Б.Казанский, e-mail: kazansky@iephb.nw.ru

4.Критика гипотезы Геи

Греческая богиня Гея
Греческая богиня Гея

Многие участники Первой Чепменовской конференции Американского Геофизического Союза посвященной гипотезе Геи и проводившейся в 1988 г. согласились с тем, что гипотеза Геи есть метафора. Впрочем, понятие “борьба за выживание” или даже более общее и многозначное понятие “борьба за существование”, подсказанное (если не навязанное) Ч.Дарвину социальным дарвинистом Г.Спенсером, можно с тем же правом считать метафорой. Тем не менее, это не помешало построению удивительно популярной эволюционной теории. Позитивная роль метафоры состоит в ее способности стимулировать научную мысль. Неизбежная обратная сторона медали — порождение многочисленных заблуждений и мифов. И в том и в другом теория Дарвина, гипотеза Геи и другие популярные концепции вполне преуспели.

Научный эстеблишмент резко критикуют гипотезу Геи с позиции довольно ортодоксального позитивизма за ее якобы «нефальсифицируемость” по К.Попперу (Kirchner, 1991). Т.е. критики слишком формально и прямолинейно подходят к анализу гипотезы, наивно считая ее строго научной. Имеется ввиду, например, ее первоначальная, интуитивная, нестрогая и тавтологичная по своей логической структуре формулировка, согласно которой биота поддерживает на Земле условия, благоприятные для собственного существования (Lovelock, 1988). Дело в том, что как уже отмечалось, вся биосфера подобна живой клетке и разделение ее на биоту и неживую материю в этой динамической, циклически организованной и самопродуцирующейся системе весьма условно. Тем более, мало научного смысла в том, чтобы рисовать схему с обратными связями между этими компонентами, как делал Дж. Лавлок и его соратники для наглядности в некоторых популярных трудах. Позднее, Дж. Лавлок, на основании работ известных чилийских ученых У.Матураны, Ф.Варелы, (Maturana and Varela, 1987), особенно, под влиянием работы Э.Янча (Jantsch, 1980) стал с осторожностью трактовать Гею с научной точки зрения как многуровневый аутопоэзис (Lovelock, 1991) (см. следующий раздел).
Кроме того, следует учесть, что с точки зрения традиционной науки Гея является очень сложной системой с многими неизученными контурами обратных связей, что делает традиционный анализ и даже имитационное моделирование пока что неэффективными инструментами. Все это и заставляет Дж. Лавлока продолжать называть Гею гипотезой и даже считает ее “образом жизни для агностиков” (Lovelock, 1999).

связалиКритика гипотезы Геи со стороны биолога, известного эволюциониста и при этом довольно одиозного социобиолога Ричарда Докинза оказалась более существенной и стимулировала использование Дж. Лавлоком математического моделирования. В своей широко известной книге «Расширенный фенотип» (Dawkins, 1982) Ричард Докинз говорит о том, что эволюция по Дарвину с ее генетическим «эгоизмом» никогда не сможет привести к «альтруизму» планетарного масштаба, необходимого для саморегуляции процессов на планете. По его мнению, Гея невозможна, поскольку планета не способна воспроизводиться, а без воспроизводства не может быть естественного популяционного отбора наиболее приспособленной из планет.
Форд Дулиттл (Ford Doolittle) из Канады отвергает Гею на тех же основаниях. Он говорит, что планетарная саморегуляция возможна только при наличии у биоты способности предсказывать и планировать будушее и что не существует путей эволюции глобального альтруизма путем естественного отбора. Как уже отмечалось выше, американский биолог Линн Маргулис, являющаяся йдейным союзником, соратницей и фактически соавтором концепции Геи придает большое значение таким недарвиновским механизмам макроэволюции, как симбиогенез (Margulis, 1987).

Дулиттл вполне признает существование симбиогенеза, но утверждает, что подобные процессы происходят только между тесно связанными субстанциями, а Гея потребовала бы существования комитета биологических видов, ежегодно собирающихся для того, чтобы договориться насчет климата и химического состава планеты на следующий год.
В ответ на данную критику, Дж. Лавлок вместе с коллегой А.Уотсоном создает компьютерную модель воображаемой искусственной планеты «Мир маргариток» (“Daisywоrld”) (Watson A.J. and J.E.Lovelock,1983). На модели показано, что двухвидовое сообщество, состоящее из темных и светлых маргариток, которые всего лишь адаптируются к локальной среде может стабилизировать в определенных пределах температуру планеты путем биогенного изменения ее альбедо (коэффициента отражения), компенсируя известный эффект почти линейного увеличения яркости свечения солнца за период существования Земли. Впрочем, весьма оригинальная концепция «эгоистического гена» Р.Докинза, являющаяся апофеозом геноцентризма в дарвинизме вполне правомерна как частная модель, определенная полезная установка, метафора или как активный вызывающий тезис, а не как целостная научная картина биологических процессов. Довольно-таки экстремистская концепция Докинза уже подверглась серьезной критике в рамках биосемиотики, синергетики, теории эволюции. Вообще, применение классической дарвиновской схемы ко всей биосфере вряд ли имело смысл уже после работ В.И.Вернадского в начале века. К сожалению, как уже отмечалось, англоязычный читатель совсем недавно по-настоящему открыл для себя великого русского ученого.

Еще одним ответом Дж.Лавлока и его коллег на указанную критику была разработка отчасти эмпирической, но в большей степени — гипотетической модели Архея, когда Гея, родившаяся с появлением жизни на планете впервые «заявила о себе». Во-первых, она согрела Землю парниковым газом — метаном сразу после уменьшения, благодаря фотосинтезу концентрации углекислого газа в атмосфере.
Образование кислородной атмосферы стало причиной глобального кризиса, который также был успешно преодолен появлением оскифильных консументов и частичным восстановлением концентрации углекислого газа.

Эволюция биосферы в рамках концепции Геи интерпретируется как ее индивидуальное развитие, эпигенез. Дж.Лавлок прослеживает, как в процессе исторического развития проявлялись и совершенствовались саморегуляторные свойства Геи. После очередных глобальных кризисов, вызванных внешними причинами или внутренней логикой развития, Гея успешно справлялась с восстановлением контроля над средой путем частичного адаптивного изменения своей структуры, но сохраняя при этом принципы самопродуцирующейся организации (аутопоэзиса), т.е. непрерывно поддерживая свою идентичность и самоконтроль.
Несмотря на почтенный возраст, ученый много работает. Он живет с семьей в Корнуолле, на собственном участке земли, площадью 30 акров, скорее напоминающим дикий средневековый лес, чем парк. Старинная мельница служит ему офисом, домом и инженерной лабораторией. Он публикует много научных и научно-популярных трудов, выступает с лекциями, ведет обширную переписку. Лавлок — сильный и острый полемист, резко критикует как «зеленых» экстремистов, так и бездумное современное индустриальное общество, неумолимо ведущее человечество (но не Гею!) к гибели. По его мнению, самые опасные плоды цивилизации в настоящее время условно выражаются тремя английскими «c»- chain saw, car and cattle (мотопила, автомобиль и скотоводство). Эти три достижения цивилизации способствуют обезлесиванию и усилению парникового эффекта, тем самым ослабляя саморегуляторные способности Геи. Зеленый покров — это что-то вроде кожи, а облака — пот планеты и ее защитный экран. (далее…)

<-читать с начала

GD Star Rating
loading...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Подпишитесь на рассылку

Введите Ваш E-mail, что бы быть в курсе


Subscribe!